Интервью с шеф-дизайнером Dongfeng - DONGFENG - официальный импортёр в Беларуси

Интервью с шеф-дизайнером Dongfeng

Design Mag (Китай)

Директор Шанхайского дизайн-центра концерна Dongfeng Motor Йонглян Джан дал интервью китайскому изданию Design Mag.

Йонглян Джан руководит работой нескольких команд дизайнеров различных брендов и линеек Dongfeng Motor, включая проекты совместных предприятий с Nissan и Honda. Он проработал в Dongfeng Motor 18 лет.

В этом интервью Йонглян Джан анализирует текущую ситуацию и будущее автомобильного рынка, а также анализирует изменения в автомобильном дизайне Китая. На примере новейших моделей он объясняет, как бренды, рынок и предпочтения пользователей формируют стиль в качестве отправной точки для создания новых автомобилей Dongfeng с восточным культурным кодом.

Design Mag: Исходя из вашего образования и профессионального опыта, обозначьте пожалуйста современные тренды развития автомобильного дизайна в Китае.

Йонглян Джан: Как дизайнер я вырос вместе с Dongfeng. В 2010 году я присоединился к Dongfeng Nissan, чтобы возглавить подразделение дизайна бренда Venucia и руководить работами по локализации Nissan.

В декабре 2020 года меня перевели в техноцентр Dongfeng Motor на должность директора по дизайну. Прошло уже более трех лет.

Подразделение Dongfeng Design выросло с момента, когда оно отвечало за дизайн всего лишь одной линейки Aeolus, до мультибрендового, которое теперь занимается проектами для легковых автомобилей всех марок концерна, коммерческого транспорта, военной техники и брендов совместных предприятий. Дизайн каждого бренда становится все более уникальным, по каждому растет количество наработок.

Очевидно, что мой карьерный рост соответствует тренду развития автомобильного дизайна в Китае. Я окончил Хубэйский институт изящных искусств по специальности промышленный дизайн. В то время в группе со мной было мало автомобильных дизайнеров.

Я работал неполный рабочий день с первого года обучения, и у меня было больше связи с индустрией дизайна и рынком, чем у других студентов. На первом курсе я вместе с несколькими однокурсниками основал дизайнерскую компанию, чтобы заняться проектами промышленного дизайна.

Во время конкурсного проекта создания ультраэкономичного автомобиля я познакомился с автомобильной промышленностью – так у меня появился большой интерес к автодизайну. Честно говоря, в то время у нас не было особой уверенности в том, что мы будем заниматься дизайном автомобилей. Мы думали, что просто нарисовать любой продукт – это уже очень круто. Тогда для меня и появилась эта возможность выбора.

Новейшая история развития автомобильного дизайна в Китае до 2000 года делится на несколько этапов.

До 1980 года производились почти только одни грузовики заводов FAW и SAW (теперь он называется Dongfeng), а легковых автомобилей практически не было.

Период с 1980 по 2000 год был очень важным этапом появления совместных предприятий, и на улицах было полно Santana, Jetta и Citroen Fukang, производившийся Dongfeng. Тогда мы узнали, что такое легковые автомобили.

Я также хотел бы особо отметить вклад нашего дизайнера г-на Эдкуна на тех двух этапах. Он разработал всемирно известный логотип Dongfeng. Он также руководил разработкой дизайна ряда коммерческих автомобилей, автобусов, пикапов Dongfeng. Можно сказать, что он привнес в Dongfeng слово «дизайн».

С 2000-го по 2015 год стали очень популярны совместные бренды. О возможности работать в сфере дизайна для совместных предприятий мечтают все дизайнеры. После того, как появились совместные бренды, все начали думать о том, как местные бренды будут разрабатывать свои собственные автомобили. Крупные OEM-производители начали создавать профессиональные дизайн-центры и формировать свои собственные команды.

С 2015 года по настоящее время – это этап прорыва и ухода от традиций. Автомобильный дизайн – это уже не просто проектирование автомобилей, а создание мобильного образа жизни, сочетающего в себе время, технологии и потребности пользователей. При создании ориентированного на клиента дизайна мы больше не ограничены возможностями иностранных брендов или совместных предприятий, как и старыми методами проектирования.

Благодаря общей тенденции создания авто на новой энергии у нас появились собственные разработки, собственная мотивация и даже собственные платформы. Теперь у нас есть возможность показать миру настоящий китайский дизайн.

Design Mag: Вы создавали дизайн для брендов совместных предприятий и дизайн для собственных брендов Dongfeng Motor. Насколько различаются эти два опыта?

Йонглян Джан: Есть большая разница, оба этапа многому меня научили и заставили о многом задуматься.

Система Nissan очень сильна. Venucia, как совместный бренд Nissan и Dongfeng, имеет ту же систему разработки, и процессы и методы в основном такие же, как у Nissan.

Поэтому, работая с Venucia, мы опираемся на преимущества системы Nissan. За сильной системой стоит длительный цикл разработки с соблюдением качества и очень строгого тайм-менеджмента.

Возглавив Dongfeng Design, я начал думать о том, как с такой же высокой эффективностью создавать качественный дизайн. В настоящее время цикл разработки на автомобильном рынке стремительно сокращается – выпустить автомобиль можно за 10 месяцев. С точки зрения Nissan это должно быть невероятно, но это реализуемо.

Более того мы видим, что потребности рынка и пользователей меняются с каждым днем, а технологии постоянно совершенствуются. Если вы немедленно не отреагируете на изменения, вы вскоре можете быть выдавлены с рынка. Поэтому в Dongfeng Design я планирую получать информацию об обратной связи с пользователями и сделать все, чтобы невозможное стало возможным. Наше видение всегда будет заключаться в искренности по отношению к бренду и пользователям.

Как найти баланс между качеством и эффективностью – это не только проблема, с которой сталкивается дизайн-центр Dongfeng, но и проблема всех локальных автомобильных компаний. Использовать системную мощь, профессиональные и технические возможности совместных предприятий – и в то же время по-настоящему откликаться на быстрый темп развития рынка для достижения большего соответствия требованиям покупателей.

Design Mag: Что вы думаете о феномене, когда ваши коллеги из других стран уделяют большое внимание китайским автомобилям на Шанхайском автосалоне? Какая цепная реакция будет? Например, приведет ли это к изменению статуса индустрии дизайна Китая?

Йонглян Джан: Восточный дизайн становится все более заметным! Примеры авто на новой энергии хорошо показывают, что китайские бренды добились устойчивого прогресса и быстро реагируют на глобальные изменения.

На начальном этапе мы соревновались модельными линейками и учились подражать. Теперь мы развернулись, и зарубежные дизайнеры отдают должное этим изменениям. Это результат совместных усилий всех китайских автопроизводителей.

Конечно, это только отправная точка для Oriental Motors. В будущем все больше и больше локальных брендов будут ставить свой знак «восточного дизайна» на каждом автомобиле, объединяя пятитысячелетнюю историю и культуру, чтобы выразить современный китайский стиль.

В то же время статус китайских дизайнеров будет становиться все более высоким в индустрии.

Согласно исследованиям, с момента рождения автомобиля среди факторов, которые больше всего важны для потребителей, дизайн всегда находился в тройке лидеров. Люди инстинктивно проецируют свои эмоции и предпочтения на дизайн автомобиля, что также является для нас источником вдохновения.

Вначале у китайских потребителей не было выбора. Они принимали все автомобили независимо от их дизайна. Но сегодня различные стили автомобилей могут напрямую влиять на выбор потребителей. Поэтому каждая компания придает большое значение дизайну. Появилось даже мнение, что дизайн является основной движущей силой.

Поэтому Dongfeng Design в последние годы активно трансформируется и развивается. Придерживаясь ключевого принципа «решать, прежде чем действовать», мы анализируем потребности рынка и клиентов. Мы тратим много времени на исследования, анализ и моделирование – и получили мощную поддержку и признание со стороны Dongfeng Motor.

Мы уже планируем создание центров-сателлитов. В течение следующих нескольких лет мы сделаем Шанхайский дизайн-центр эталонным, и построим новый дизайн-центр в Ухани. В течение этого периода мы продолжим привлекать международные таланты для создания дизайна перспективных разработок и серийных моделей.

Design Mag: В каких аспектах отражается прогресс китайского автомобильного дизайна с практической точки зрения?

Йонглян Джан: Есть три аспекта.

Во-первых, культурная самобытность. Мы придерживаемся концепции «хорошо рассказать о китайском с помощью дизайна Dongfeng». Это не просто лозунг, а то, что мы делаем, применяем на практике. Мы глубоко погружаемся в культуру и создаем привлекательный самобытный дизайн.

Во-вторых, оригинальное наполнение. В прошлом китайский автомобильный дизайн постоянно догонял, сознавая: «Мне нужно то, что есть у других». Сегодняшний китайский дизайн отличается: «У меня есть то, чего нет у других. А то, что есть у других, у меня самое лучшее». Создание совершенно новых дизайнов является ключевым фактором для нашего впечатляющего движения вперед.

В-третьих, цифровые технологии. На мой взгляд, это что-то вроде волшебства и возможности добиться эффекта 1+1>2. В современном китайском автомобильном дизайне можно увидеть все большее интеллектуальное взаимодействие между людьми и автомобилями, а также глубокую связь между людьми и технологиями.

На основе пяти чувств в сочетании с комплексным применением AR и VR технологий, «умная кабина» постоянно совершенствуется, что полностью соответствует потребностям нового поколения. Dongfeng Design действительно стремится к развитию этой области. Наши инновационные изменения в бортовых сценариях также будут учитывать особенности интерьера большого количества новых моделей.

Design Mag: Каковы основные тренды и проблемы китайского автомобильного дизайна сегодня с точки зрения истории и глобального статус-кво? В контексте мирового объема производства и экспорта, достигающего вершины, можем ли мы говорить об установлении китайских стандартов дизайна автомобилей?

Йонглян Джан: На самом деле мы уже занимаемся установлением китайского стандарта автомобильного дизайна.

Для внедрения экстремального по скорости процесса разработки в 10–12 месяцев, на который не хотят идти многие иностранные бренды, мы преодолели множество трудностей и проблем – и здесь мы неизбежно приобретем опыт.

Очевидно, что не только Dongfeng, но и все местные производители используют дизайн для распространения китайской культуры и китайской эстетики. Назовем эту эстетику «геном дизайна». Это наш стандарт дизайна Dongfeng.

На самом деле мы, китайцы, предпочитаем мягко влиять, а не устанавливать набор жестких стандартов и просить всех следовать нашим.

Design Mag: Dongfeng Motor активно расширяет свое глобальное присутствие. Можете ли вы подробнее рассказать об истории развития и планах на будущее Dongfeng Design?

Йонглян Джан: До недавнего времени у Dongfeng была только одна легковая линейка – Aeolus. Ее модели стали заметными и принесли хорошие продажи.

Сегодня авто на новой энергии является общей тенденцией, и нам необходимо создать для Dongfeng модели для этой новой эпохи. В пятилетнюю стратегию концерна дизайн-план был включен в число трех ключевых наряду с управлением и цифровизацией.

В 2021 году я начал реализовывать этот план после того, как присоединился к Dongfeng Design и запустил комплексную корректировку процессов создания дизайна. Принимая во внимание бренд, продукцию, рынок и пользователей, мы определили возможности оптимизации стиля Dongfeng, в том числе с точки зрения программного обеспечения.

Во-первых, традиционное моделирование не может обеспечить одновременное развитие всех брендов и линеек концерна. С 2022 года все их модели разрабатываются в едином центре в Шанхае. Как ведущее подразделение дизайн требует больше места и технического обеспечения.

Во-вторых, команде дизайна необходимо становится глобальной. В перспективе китайский дизайн может выйти на более широкую международную арену.

В 2022 году наша команда разработала бизнес-план для международной структуры дизайна в четырех локациях, где Ухань станет базой стиля, а Шанхай — площадкой для развития дизайна экспортных моделей. Мы также реализуем интеграцию китайской и мировой культуры, обеспечивая поиск и приток международных талантов для создания более конкурентоспособного автомобильного дизайна.

Design Mag: Каков масштаб дизайн-центра?

Йонглян Джан: Имея в штате около 300 человек, мы все еще развиваемся, чтобы справиться с огромным количеством проектов в будущем. Мы очень интернациональная, разнообразная и молодая команда дизайнеров.

Внутренняя структура тоже совершенствуется. В настоящее время она имеет три основных отдела: перспективные разработки, массовое производство и цифровой интеллект, которые имеют различные проектные подразделения, каждое из которых выполняет свои обязанности и дополняет друг друга.

Когда штат сотрудников невелик, дизайнерам приходится работать сразу в нескольких проектах. Эта модель требует пересмотра, поскольку брендов и моделей в разработке становится больше, и в будущем мы разделим команды.

Кроме того, мы будем вкладывать ресурсы в развитие искусственного интеллекта, он может быть выделен в отдельное направление разработок.

Design Mag: Какое влияние искусственный интеллект оказывает на автомобильный дизайн? Как изменится дизайн автомобилей, следуя этой тенденции? Будут ли дальше существовать автомобильные дизайнеры? Автомобильный дизайн – индустрия восхода или заката?

Йонглян Джан: Честно говоря, искусственный интеллект уже используется в текущем процессе проектирования. Нам нужно это принять и подумать о том, как эффективно использовать новый инструмент.

Сегодняшняя технология искусственного интеллекта может вдохновить дизайнеров в их ранних творениях и в то же время помочь им эффективно создавать некоторые визуализации. Однако искусственному интеллекту не хватает самого развитого ядра человека – эмоций. Искусственный интеллект размывает базовые способности дизайнеров и не может создавать одухотворенные дизайнерские работы.

Автодизайнеры обязательно будут существовать в будущем. Основываясь только на опыте, возможно, столкнутся с необходимостью замены, поэтому дизайнеры будущего будут максимально опираться на эмоции в своей работе. Глубокое понимание культуры и ее нового выражения, а также преобразование своих субъективных ощущений в проекты, которые могут найти отклик у большего числа людей, являются основой блестящего автомобильного дизайна.

Поэтому нам не нужно бояться, что нас заменят. Нам просто нужно больше думать о том, как использовать искусственный интеллект, находить вдохновение и повышать эффективность работы.

Design Mag: Как принимаются решения по дизайну?

Йонглян Джан: Раз в месяц у нас проходит отчетный день, в котором одновременно участвуют представители различных уровней руководства. Представлены несколько проектов, по которым принимаются решения на основе следующих стандартов.

Во-первых, профессионализм предложения по стилю. Конкурентен ли он для рынка? Соответствует ли потребностям аудитории? Соответствует ли тенденциям дизайна?

Во-вторых, полностью оцениваются предложения по моделированию. У нас должно быть достаточно созданных образцов, данных и выводов. Хороший дизайн находится не в воображении, а в сердцах пользователей.

В-третьих, дальновидное профессиональное одобрение дизайна. Очень рискованно создавать только те стили, которые популярны на текущем рынке. Важнее предсказать будущие тенденции.

Design Mag: Сегодня связь между дизайном модели и ее брендом становится все теснее. Матрица брендов Dongfeng Motor также сталкивается с проблемой фамилиализации. Как человек, отвечающий за дизайн, сможете ли вы сохранить уникальность разных линеек и брендов?

Йонглян Джан: Дизайн не должен превратиться в «матрешку». Мы в Dongfeng Motor должны одновременно достичь единства и дифференциации.

Dongfeng Motor имеет свою собственную историю, свои истоки и путь развития, свою ценность для людей, а также свою корпоративную и социальную ответственность. С другой стороны — создание персонализированного дизайна по категориям продуктов и их линейкам. Нам необходимо проанализировать позиционирование, аудиторию и модели разных линеек и брендов и сформулировать стратегии по ним.

В конкретном дизайне мы вкладываем смысл, а не просто передаем форму. Мы сохраняем единую тональность и стиль моделей одного и того же бренда, ориентируясь на его стратегию развития.